Cербский опыт «импортовытеснения»

«Био» + маркетинг
Глобализация добралась и сюда – в магазинах много товаров известных мировых брендов из Америки, Германии, Италии. Однако произведенные в стране продукты занимают особые полки под надписью «Сделано в Сербии». Свежее мясо, птица и рыба исключительно местные. Что касается мясных продуктов в упаковке для более долгого хранения, представители сербских хозяйств конкурируют с итальянцами и хорватами. Однако сербские производители нашли способ успешно продвигать свой товар, и в этом им помогла не зависящая от политики мода на здоровую еду. Они позиционируют свои продукты как «органические». К примеру, телячья вырезка на развес стоит 1199 динаров за кг (около 700 руб.). А этот же товар в упаковке с маркировкой «органический» из маленького местного фермерского хозяйства – 2199 динаров за кг (около 1280 руб.). И хотя стоит биоеда значительно дороже обычной, сербы охотно покупают то, что произведено на местных фермах.

Маркетинг сербских производителей отменно работает и в части продвижения колбас. Как результат, импорта здесь очень мало. К примеру, фирма «Златиборац» заявляет, что изготавливает колбасы по старинным семейным рецептам с 1885 г., в экологически чистом месте. Продукция была официальным питанием для олимпийской сборной с 2014 по 2017 гг. Собственники вкладывают деньги в маркетинг своего продукта, и сербы отвечают любовью: эти колбасы встречаются практически во всех домах и на разных мероприятиях, предусматривающих фуршет.

Патриотизм совместно с грамотным продвижением повлияли на то, что большинство сербов предпочитают местные сладости. К примеру, сербское печенье «Плазма» – как Coca-Cola в Америке. Его употребляют отдельно и используют во многих сладких блюдах: «плазма-торт», «плазма-шейк» (коктейль с печеньем), даже блины и бананы посыпают крошкой этого печенья. В 2000 г. это печенье получило звание «Чемпион качества ХХ века». Сербы очень любят свою «Плазму» и гордятся, что ее можно встретить в крупных магазинах в Вене, Будапеште и Венеции.

Братская помощь
Сербы считают россиян братьями, поэтому готовы помочь тем, чем могут, особенно сельхозпродукцией. Неслучайно продуктовые санкции 2014 г., введенные против России, здесь были встречены с оптимизмом. У местных хозяйств появился способ расширить сбыт, тем более что в тот же год европейцы запретили ввоз сербской свинины по ветеринарным показаниям. В ответ Сербия также вводила дополнительные таможенные пошлины на импорт из ЕС свинины и молочной продукции, которые отменили только в конце прошлого года. Но не только протекционизм помогает местным «молочникам».

В Сербии много производят и много потребляют кефира, сметаны, молока. Литр молока в супермаркетах в зависимости от производителя и жирности стоит примерно 100-140 сербских динаров (около 58-81 руб.). Йогурт входит в традиционный сербский завтрак, а кефиром часто перекусывают на ходу, запивая несладкую выпечку. Но главная любовь в этой группе продуктов отдана сыру и творогу. Творог сербы называют «мелкий сыр», и он соленый. Его не едят с сахаром и не запекают как сладкое блюдо, а употребляют в качестве добавления к салатам или как начинку в хлеб. Если нужно купить творог в российском традиционном понимании – для сырников, например, или для запеканки, – то у продавца нужно спросить именно несоленый «мелкий сыр». В этой группе продуктов импорта очень мало, и он явно неспособен вытеснить сербских производителей. А на популярных продуктовых рынках вообще продают исключительно местные продукты.

Сельскохозяйственная страна
Сельское хозяйство в Сербии традиционно очень сильно. У местных жителей никогда не было проблем с едой, даже во время военных действий или экономического кризиса. Здесь выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, кукурузу, сахарную свеклу, картофель, подсолнечник. Занимаются аграрным производством преимущественно частные фермеры, они владеют около 90% пахотных земель. Может быть, поэтому здесь самый низкий уровень использования пестицидов в Европе. По производству кукурузы Сербия стоит на третьем месте в Европе, уступая Франции и Венгрии, а в мире – входит в десять крупнейших экспортеров кукурузы. В мировом производстве пшеничной муки и подсолнечного масла сербские товары также занимают достойную долю.

Но больше всего денег приносит продажа фруктов и ягод: в Сербии идеальные климатические условия, а земли – одни из самых экологически чистых в Европе. Традиционно сербы являются лидерами по производству и экспорту малины в мире. Маленькие фермы, расположенные в горных деревушках, выращивают около 70 тыс. тонн ароматной ягоды в год, ровняя Сербию с такими гигантами, как Россия или США. Кроме того, Сербия – неоспоримый лидер в Европе по производству слив, а на мировом рынке уступает только Китаю в экспорте чернослива. На балканских землях отлично растут клубника, абрикосы, черешня, груши, голубика, яблоки, персики и виноград. Производство фруктов и ягод ценно ручным трудом: сербы бережно относятся к своим продуктам, собирают руками, аккуратно упаковывают.

Протекционизм
Государство помогает своим хозяйствам распространять продукты на европейский рынок разными способами. Сербское правительство субсидирует своих производителей и заключает соглашения о сотрудничестве с другими странами. К примеру, с Данией подписан договор об увеличении продажи сербских продуктов в обмен на обучение сербов западным стандартам в аграрной сфере.

Что касается субсидирования, то уже более десяти лет в сербском бюджете есть строка о поддержке агропрома, и почти 40% сельскохозяйственного бюджета тратится на помощь фермерам. Для получения субсидии производителю нужно иметь не менее 20 гектаров производственной земли. Тогда можно рассчитывать на единовременную помощь в размере около 300 евро за один гектар. Кроме этого, предусмотрены ежегодные выплаты от правительства по 100 евро на гектар. Таким образом государство субсидирует, к примеру, долгосрочные кредиты на покупку техники или краткосрочные — на семена и саженцы. По данным министерства сельского хозяйства и окружающей среды, поддержку ежегодно получает почти каждый второй фермер.

В Сербии невозможно услышать пренебрежительное высказывание по отношению к местным продуктам. Напротив, если есть сербский вариант какого-то товара, то жители скорее купят его, чем заграничную еду. Аргумент такой: это же наше, натуральное, мы знаем, из чего его делают, а привозное неизвестно как производится. Стандартная продуктовая корзина здесь составляет 25 845 динаров в месяц (около 15 тыс. руб.). В нее входят продукты местных производителей, и хотя они нередко дороже привозных, патриотизм и протекционизм делают свое дело: жители покупают то, что «сделано в Сербии».
Источник

admin