Forbes Life обсудил рынок российского современного искусства в 2018 году

10 декабря на Винзаводе в пространстве Галереи 21 Forbes Life провел дискусcию «Все продается, все покупается» по итогам продаж на ярмарке Cosmoscow-2018

По данным исследовательского агентства InArt продажи на ярмарке Cosmoscow составили €1 300 000. О чем говорят эти цифры, что происходит на рынке современного искусства Forbes Life обсудил с галеристами, искусствоведами, коллекционерами и руководителями музейных коллекций.

Модератором дискуссии стала Яна Жиляева, шеф-редактор Forbes Life. Открыла обсуждение Маргарита Пушкина, основатель и владелец ярмарки Cosmoscow, отметившая, что согласно исследованиям, которые ярмарка проводит вместе с проектом InArt, в 2017 году результатами своих продаж с нами поделились 75% галеристов. В этом году в исследовании приняли участие 90% галерей. «Прозрачность осуществляемых сделок стабилизирует рынок, вселяет уверенность в участников, — заметила Маргарита Пушкина: Мы стремимся к консолидации, укреплению и развитию российского арт-рынка. Ярмарка растет и развивается параллельно, одновременно с рынком. Мы не стремимся стать ярмаркой-блокбастером. Мы делаем акцент на качество, а не на размах. Среди художников растет число авторов моложе 35 лет. В 2017 году – 36% (и 52% от 35 до 50), а в 2018 – 41% (и 44% от 35 до 50 лет). Растет число участников. В 2017 году 54 галереи представляли работы 175 авторов. В 2018 году 66 галерей продавали работы 239 авторов. Если говорить о моих впечатлениях, то я вижу новые лица, новых коллекционеров, галеристы устанавливают новые контакты. Иностранные СМИ отмечают, что Cosmoscow обладает яркой индивидуальностью. Галерейные продажи за год выросли на 6,7%. В этом году в сумме они составили €1,3 млн. Понять, много эти или мало в реалиях нашей страны — вот цель нашего разговора».

Владимир Смирнов, член попечительского совета ярмарки, основатель Фонда поддержки современного искусства Владимира Смирнова и Константина Сорокина так оценил значение ярмарки Cosmoscow для развития рынка современного искусства в России: «Такая площадка необходима нашей стране, это ценная инициатива для этого места и этого времени. Все развивается постепенно. Нельзя сравнивать тех, кто только начинает с теми, кто существует на рынке десятилетиями».

Сергей Попов, владелец галереи Pop/Off/Art: «Формат участия в Cosmoscow для российских галерей с ограничением не более двух художников на стенде оправдал себя. Как показывает практика, это делает стенды крепче, ярче, заставляет галеристов концентрироваться. Есть художники с низким и высоким коммерческим потенциалом. В этом году мы распродали большую часть работ, представленных на стенде. В следующем году у нас будет сольный стенд одного художникам. Мы его уже выбрали. Нужно ли считать рыночные показатели? Это необходимо. Да, €1,3 млн – это скромно, но мы можем быть уверены в этих цифрах. В мультфильме «Козленок, который считал до десяти» стоило козленку посчитать всех пассажиров лодки, как она сразу же перестала тонуть.

К дискуссии по cкайпу из Лондона присоединился Игорь Цуканов, коллекционер, меценат, глава Tsukanov Family Foundation: «На аукционах сейчас покупателей гораздо меньше интересует современное искусство, чем искусство конца XIX – начала XX века. В России существует небольшое число галерей современного искусства. 90% продаж делают 4-5 клиентов».

Григорий Орехов, художник, владелец Orekhov gallery, установившей рекорд продаж на Cosmoscow-2018 (его скульптура Agatha была продана €50 000): «Благодаря Cosmoscow у нас заметно растет число покупателей».

Елена Селина, основатель и владелец XL галереи, сообщила, что ей пришлось даже сдать билеты в Лондон на Frieze, так как у нее было очень много дел в Москве – нужно было закрывать сделки после Cosmoscow.

Ксения Подойницына, владелица Галереи 21, основатель аналитического агентства InArt: «Иметь 4-5 постоянных клиентов – это «золотое правило» любого галериста. Но общий список коллекционеров российского современного искусства больше 200 человек. InArt – это не только аналитика. Это база из 1500 современных российских художников, основываясь на которой, мы считаем объем российского рынка современного искусства за год. Он включает и аукционные продажи, и результаты Cosmoscow. В 2017 году по нашим данным объем рынка составлял €20 300 000. В 2018 – €22 410 000 евро. Это рост на 20%».

Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»: «Ярмарка занимает важное место в структуре арт-рынка. Она проходит регулярно. Она демонстрирует рост. Она стабилизирует рынок. Мы видим, что галерей становится больше».

Михаил Сидлин, арт-критик: «Мы видим непостоянство в списке топ-художников на ярмарке Cosmoscow. По сравнению с ярмаркой 2017 года в 2018 году не было «голубых фишек» нашего арт-рынка».

Михаил Каменский, искусствовед: «Cosmoscow действует как институциональный лидер. Ярмарке удалось построить успешную модель. Сторонний наблюдатель смотрит на арт и на публику с одинаковым интересом. Ярмарка дает ежегодное ощущение полноты жизни. Рынок — это любовник, который вот-вот должен прийти и одарить подарками. Пока воздействие этого любовника соизмеримо с комариными укусами».

Что делать, чтобы рынок развивался?

Ксения Подойницына: «Раскрывать цифры. Нужна вера российских коллекционеров в российских художников».

Сергей Попов: Если сравнить Cosmoscow с «Арт Москвой» по динамике объемов продаж, то мы сейчас на уровне 2004 года. Растет количество галерей. На Cosmoscow-2018 было много новых имен, молодых художников. Когда проводилась «Арт Москва», было принято жаловаться, что ярмарка показывает постоянно одни и те же топовые имена. Сейчас, выбирая художников для стенда, мы всегда думаем о том, кто из них соответствует динамике ярмарки, рынка. Или о том, что кого-то из художников нужно «подтянуть» до этого уровня. Аукционам важно продать здесь и сейчас. Галеристам важна работа на перспективу. Огромное количество новых коллекционеров. Это безусловная заслуга Cosmoscow. Мы тоже активно закрываем продажи еще несколько месяцев после ярмарки. Тренд на регионы».

Владимир Смирнов: «Рынок есть. И он находится в стадии развития, а не в стадии стагнации».

Влияние Cosmoscow на развитие современного искусства в России отметила Ирина Горлова, руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи: «Про продажи я сказать ничего не могу, но мне кажется важным, что Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow занимается не только организацией ярмарки, работой с коллекционерами и галереями, но и поддерживает молодых художников, развивает партнерские отношения с российскими музеями, проводит продуманные образовательные программы. В прошлом году Фонд передал в дар Третьяковской галерее несколько ключевых произведений Андрея Кузькина. Этот вклад в коллекцию очень важен для нас, ведь в собрании галереи до этого, за редким исключением, не было работ авторов поколения 2000-х годов.

Можно подумать, что сотрудничая с музеями, Cosmoscow прежде всего преследует цели повышения статуса художников, произведения которых оказываются в государственных собраниях, тем самым помогая их продвижению и на рынке. Но надо отметить, что Фонд не навязывает конкретные работы, право выбора автора и произведений остается в данном случае за музеем. А для музейных специалистов показатели коммерческой успешности и востребованности работ на рынке не играют значимой роли».

Надежда Степанова, арт-директор Института русского реалистического искусства, основанного Алексеем Ананьевым, отметила: «В 2016 году сразу после Cosmoscow в собрание ИРРИ попала работа Семена Файбисовича «Ожидание» 1989 года. Она была одним из хитов ярмарки и мы сразу же поместили ее в постоянную экспозицию. В этом году в нашей коллекции появилась работа Павла Отдельнова «Опасная зона». Ее на ярмарке выставляла галерея JART. Уже сейчас мы выдаем ее на внешние выставки — ближайшая пройдет в ММСИ в начале следующего года».

admin