Меркель в осаде – все меньше шансов удержаться

Чтобы подавить мятеж, начатый ее собственным министром внутренних дел Хорстом Зеехофером из Христианского социального союза в Баварии (ХСС), Меркель теперь должна добиться соглашения с другими странами-членами Европейского союза о приведении в порядок систему предоставления убежища мигрантам в Европе. И это в свою очередь требует от Германии уступок в отношении реформ в еврозоне.

Германия всегда была основным бенефициаром несогласованного экономического статус-кво ЕС. В отсутствие единой фискальной политики в условиях использования единой валюты это стимулирует искусственное повышение экспортного потенциала Германии. Поэтому неудивительно, что правительство Германии под руководством Меркель последовательно выступало против реформ в еврозоне, в том числе тех, которые были предложены президентом Франции Эммануэлем Макроном в прошлом году.

Но сейчас циклические экономические изменения и внутренняя уязвимость Меркель меняют ситуацию. Не так давно позиция Германии в переговорах по реформе еврозоны заключалась в том, чтобы предложить минимальный минимум: перепроектировав Европейский механизм стабильности, превратить его в нечто похожее на Европейский валютный фонд.

В Европе с новой силой вспыхнули противоречия по поводу миграционной политики. На экстренном совещании в Брюсселе Германия и Франция даже предложили государствам самим между собой договариваться.

Тем не менее во время недавней встречи Меркель с Макроном немецкий канцлер согласилась на гораздо более амбициозные реформы, чем ожидалось. Ключевая проблема: она и Макрон объявили о планах по общему бюджету еврозоны, которые будут финансироваться за счет налога на финансовые операции и выплаты ЕС.

Концепция Меркель представляет собой существенный отход от того, что она хотела принять всего несколько недель назад, а именно, программы по предоставлению совместно финансируемых займов проблемным государствам-членам еврозоны. Теперь, когда она согласилась на общий бюджет, в существующие договоры ЕС необходимо будет внести поправки.

Но это не будет приемлемо для Нидерландов, которые возглавляет Ганзейский союз (включая скандинавские и балтийские страны), или Visegrád Group (Чешская Республика, Венгрия, Польша и Словакия). Фактически соглашение Меркель и Макрона будет отвергнуто самой Германией: избирательная база Христианско-демократического союза Меркель выступает против бюджета еврозоны, как и избиратели ХСС, не говоря уже о крайне правой «Альтернативе для Германии» (ЛДПР) и либеральной «Свободной демократической партии» (ППП).

Меркель лучше знает европейскую и немецкую политическую сцену. Почему же она приняла решение встретиться с Макроном на полпути? Ответ заключается в том, что ей теперь нужно что-то от него и стран Южной Европы, которые стали транзитными пунктами для мигрантов и беженцев. Дома Меркель попала под «обстрел» от Зеехофера, который требует от правительства вернуть всех беженцев, которые уже зарегистрированы в другой стране ЕС.

Итальянский тупик
На прошедшем саммите ЕС премьер-министр Италии Джузеппе Конте потребовал ликвидировать нынешнюю схему работы Евросоюза с мигрантами. По информации Financial Times, Конте представил перед лидерами план из восьми пунктов и призвал «разорвать» связь между «безопасным местом высадки» и «ответственностью за право на убежище».

Причина проста: Италия, наряду с большинством других периферийных европейских стран, находится в невыгодном положении. Рим не устраивает то, что мигранты, которые пересекают Средиземное море, оседают в Италии.

В настоящий момент, когда мигранты прибывают на итальянскую землю, только итальянские власти имеют право обрабатывать их заявления о предоставлении убежища.

Рим хочет, чтобы этим занимались и другие стран ЕС. Фактически это подразумевает отказ от принятой более 25 лет назад системы обработки запросов на предоставление убежища

«Тот, кто прибывает в Италию, прибывает в Европу», — считает Конте. В его плане также говорится, что страны должны «проявить ответственность и солидарность» и что «на карту поставлен Шенген»: свободное перемещение между некоторыми странами ЕС может оказаться под угрозой, если соглашение не будет достигнуто.

Позиция Италии идет вразрез с требованиями партнера Ангелы Меркель по коалиции ХСС Хорста Зеехофера, который хочет, чтобы Германия выслала как можно больше мигрантов туда, куда они изначально прибыли (то есть обратно, в Италию). Надо ли говорить, что это настоящая катастрофа для канцлера.

Экстренное совещание состоялось, поскольку существующая миграционная система в Европе находится в хаосе, после того как Италия отказалась принимать беженцев: в воскресенье более 350 мигрантов остались на кораблях германской организации Mission Lifeline в Средиземном море.

Судно Lifeline, на котором находилось 239 человек, покинуло Мальту, после того как итальянские власти в эти выходные настояли на том, что они должны вернуться в Валлетту, но мальтийские власти их также не приняли. Одновременно с этим датский грузовой корабль Alexander Maersk, который с помощью работников Lifeline собрал 113 мигрантов, не смог произвести стыковку в сицилийской гавани Поццалло.
На этом плохие новости для Меркель не закончились.

Конте также предложил, чтобы в целях избежания перенаселенности в прифронтовых государствах, таких как Италия, в странах ЕС (например, в Германии) были созданы специальные «центры защиты» для обработки заявлений о предоставлении убежища.

С аналогичной инициативой выступили Франция и Испания, со стороны Нидерландов идея была подвергнута критике.

На воскресных обсуждениях не присутствовали страны Вишеградской группы — Польша, Словакия, Венгрия и Чехия. Все они сопротивлялись призывам западных государств принимать беженцев. Это может привести к хаосу на предстоящем саммите в четверг, делая принятие совместной резолюции практически невозможным.

Безусловно, четыре европейские страны могли бы достичь компромисса, но только в том случае, если Германия пообещает больше финансирования, к чему не особенно расположены политические союзники Меркель.

Тем не менее надежды на принятие совместного решение еще есть: дипломаты указали на некоторые признаки формирующегося консенсуса в отношении внешней пограничной политики.

Несколько государств-членов блока поддержали идею создания «центров защиты», в которых рассматривались бы ходатайства о предоставлении убежища — правда, на территории Северной Африки и других стран, не входящих в ЕС. Другими словами, заявления мигрантов из Ливии будут обработаны в Ливии.

Реализация этой политики, по мнению неправительственных организаций, столкнется с серьезными юридическими и практическими препятствиями. Кроме того, подобная тактика приведет к немедленному обрушению прогрессивного либерального фасада Европы и будет считаться победой популистских сил, независимо от того, сохранит ли Меркель свой пост.

И хотя надежды на достижение соглашения в четверг стремятся к нулю, премьер-министр Нидерландов Марк Рутте понадеялся, что лидеры ЕС используют встречу, чтобы разрешить разногласия. Для Меркель и Брюсселя это станет единственной надеждой на спасение в море популистской реакции Европы на глобализм. По иронии, все это — результат собственных действий Меркель.
Источник

admin